Опубликовано July 12, 2020

Дневник Сюжетов, Часть I

С благодарностью и любовью мы перескажем здесь некоторые  истории и темы, которые нас посетили в импровизационной игре и постановочных путешествиях по мировой литературе. А темы (они же смыслы) подчеркнем. Чтобы в любой момент можно было убедиться: никуда они не делись. 

Часть I «Густав Малер Буги Вуги»

Игровой диалог со старыми кишиневскими особняками.

Импровизация в шахматном клубе.

История о странном городе и странном доме, откуда все хотят бежать, но почему-то остаются здесь или сюда возвращаются. 
Семья, живущая в старом особняке, строит самые нелепые планы счастья и благополучия. Одно из решений - сдать дом в аренду съемочной группе для реалити-шоу, которое пытаются делать такие же растерянные и несчастные люди. Но все эти попытки и встречи не случайны, как будто дом тоже вмешивается в происходящее и настраивает его по-своему.
И вот результат: все планы сорвались, но возникла гармония, которой никто не предполагал...
Как будто эти люди задумали безнадежный побег, чтобы погибнуть, а он удался и оказался спасительным, к недоумению и ужасу участников. Они обрели какую-то - пусть минимальную - свободу, хотя по-прежнему к ней не готовы.

Импровизация в старом генеральском особняке.

История о душах людей, которые ищут ответ на главный вопрос уже после жизни. Точнее - после гибели, еще точнее - после войны. На что можно опереться, когда торжествует разрушение? Ради чего мы жили и страдали? В чем точка спасения?
Тема "Военного летчика" Антуана де Сент-Экзюпери. 
Тема "Волшебной горы" Томаса Манна. Книга завершается фразой: "А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родится ли из них когда-нибудь любовь?"
Она снова и снова рождается, снова и снова оказывается спасением и жизнью, несмотря ни на что.
Она рождается, когда кто-то говорит с искренней улыбкой: “Я так рада вас видеть”. Когда отец говорит дочери, что обязательно вернется, зная, что идет на смерть. Когда дочь отвечает, что будет его ждать, зная, что он идет на смерть. 
О том, ради чего все это, можно вспомнить в любое мгновение. Даже после смерти.

 

«Прекращенное Бегство»

Импровизация, 2015 год

История о блудном сыне, который разрушает мир, куда он вернулся. 
А может быть, спасает... 
В тихую, угасающую, странную семью возвращается пропащий (не пропавший!) сын. Этот парень годами пытался изменить свою жизнь, но получается у него только одно - бегство. 
Зато в старом ненавистном мире, отцветающем и слабом, который ему наконец-то удалось пошатнуть, вдруг вспыхивает что-то настоящее. На одно мгновение... Никто этого даже не заметил... 
А может быть, и заметили. Может быть, не на мгновение. 
Рассмотрим поближе ткань игры. 
Некий Гарри Галлер (привет из "Степного Волка"!) стремится ускользнуть от всего и всех: от матери, от невесты, от сестры, от подруги детства, от соратников по какой-то бессмысленной военной авантюре, в которую он оказался втянут. 
Впрочем, ускользнуть было нетрудно: мать отказалась от него давным-давно, невесту он не любил, сестра и подруга в нем разочарованы, а сражение, в котором он не хочет участвовать, уже почти выдохлось. 
Только одно в жизни Галлера выглядит реальным: страх. И не только его страх. Здесь каждый сам по себе и, видимо, поэтому все здорово напуганы. Просто Гарри откровенен в этом, а остальные инстинктивно пытаются упрятать смятение поглубже. 
И вот что интересно: им сочувствуешь. Как-то мужественно они держатся за свою трусость. Необъяснимо остаются вполне, даже очень живыми... Поначалу кажется, что эти люди знают нечто важное о жизни, и Гарри стоило бы к ним прислушаться... Но ничего они не знают.
В конце концов убегает именно мать, которая с самого начала бредит декадансом. Когда Гарри врывается в ее шаткий мир со своими обвинениями и терзаниями, она храбро пытается его подчинить, но терпит поражение и уезжает, оставив дом инфантильной, растерянной дочери. Это похоже на предательство. Или на последнюю попытку что-то изменить. 
Все чувствуют необходимость изменений, и никто ничего изменить не в состоянии. 
Даже сомнительные военные соратники Гарри пытаются переметнуться к человеческим чувствам, но из этого ничего не выходит. Опасная непредсказуемая девушка с партизанскими замашками вдруг проявляет к Гарри неподдельную нежность, на что он не обращает внимания. А подозрительного вида «лейтенант» пытается втереться в семью, подбивая клинья к сестре Галлера, которая тоже на его притязания никак не реагирует. 
Кажется, что после отъезда матери все должно рухнуть. Но происходит иначе: с дочерью остается подруга детства. Эта решительная девица тоже не сумела добиться толку от Гарри. Именно от нее ждешь, что она уйдет, но вместо очередного бегства возникает вспышка любви, сострадания к слабому. Она поправляет подруге одежду, обнимает ее, как ребенка, говорит, что она красавица. 
И в этот момент ощущаешь, что прекратилось и бегство Гарри Галлера, где бы и с кем бы он ни был. 
Вот как история блудного сына закончилась на этот раз.

 

«Вальс для Эвридики»

Импровизация, 2016 год

Нас опять посетила история о том, как Орфей спускается за любимой в царство теней. 
Только царство теней было чем-то вроде психотерапевтической услуги с расстановками, куда заявились муж и жена. Связь между ними давно и безнадежно утеряна. Может быть, поэтому попытка обратиться к “специалистам” кажется нелепой, сами специалисты - беспомощными мошенниками, а пространство “расстановок”- инфернальным.  
У здешней хозяйки - Персефоны - вместо мужа Аида оказался брат-придурок, о котором она чрезмерно заботится, и он платит ей черной неблагодарностью. Смерть Эвридики - это не смерть, а стремление окончательно порвать с мужем. То есть смерть ее любви. То есть иллюзия смерти любви, потому что ведь любовь умереть не может.

Но возлюбленная Орфея говорит, что у нее не осталось к нему  даже жалости. Посреди бредового терпаветического сеанса Персефона неожиданно укоряет Эвридику именно в том, что она утратила жалость, а без жалости нет надежды. Эта слабая, почти незаметная реплика возвращает Эвридику к мужу. И они, пытаясь танцевать вальс, удаляются из царства теней. Вальс ужасен и неуклюж, но Орфей счастлив, он спрашивает: "Тебе хорошо?". И Эвридика отвечает: "Хорошо!".
Вы скажете, что финал не совпадает с мифом. Но ведь в изначальном варианте мифа было именно это! Не вальс, а спасение: там уцелели и Орфей, и Эвридика.