Лаборатория Историй
"Хорошие истории всегда идут на пользу"
(Джованни Боккаччо)
Премьера – 29.02 2020 года
Место: ZaO-Домик, ул. Крянгэ, 15
Одна из причин, по которой мы так углубленно занимаемся импровизацией – она позволяет присутствовать при рождении истории. Видеть ту самую вспышку смысла, которая затем плавно превращается в непредсказуемую и необходимую цепочку событий. Необходимую – зачем?
Рассказать историю – это умение издавна вызывало доверие к рассказчику. И всегда активно использовалось в коммерческом ключе (не только с 2006-го, когда сторителлинг был признан лучшей коммерческой идеей года).
Рассказать историю означает видеть четкие линии в плотно сплетенной ткани жизни. Линии, ведущие куда-то. Но куда? Почему, собственно, нельзя обойтись без них? Какое знание мы приобретаем, следуя по линиям историй, даже самых простых? В чем их сила?
Более того. В мировой культуре истории тесно переплетены с темой спасения. Шахерезада спасает себя и еще многих женщин от царя Шахрияра, рассказывая ему истории почти три года – примерно столько составляет 1001 ночь… В «Декамероне», который известен тем, кому он известен, множеством приятных эротических новелл, есть и весьма неприятный сюжет. Этот сюжет – чума – послужил причиной для семи девушек и трех юношей на 10 дней уехать из города в предместье, поближе к природе. Поселившись там, они рассказывали каждый день по 10 историй, чтобы провести время приятно и с пользой… И остались в живых.
Итак, игра, в которой история рождается прямо на площадке, из взаимодействий персонажей, спонтанно осознается и развивается, сама по себе уже – лаборатория историй.
Но в 13-м сезоне мы кое-что узнали об их алгоритмах. О том, как именно можно наблюдать, чтобы ответить на вопрос «Что происходит сейчас на самом деле?». А спонтанная аналитика пригодится не только в импро-драме… И потому мы приглашаем зрителей вместе поработать над отслеживанием истории в игре.
Магическое «вместе» означает, что всем – и актерам, и зрителям, и историям – это пойдет на пользу (как обещает Боккаччо).
Лаборатория Историй состоит из трех частей.
- Тренинг для публики по аналитике происходящего (40 минут). Перерыв – 10 минут.
- Импро-драма без слов (играют актеры ZaO-Студии, 70 минут). Перерыв – 10 минут.
- Беседа после игры (50 минут). Пьем хороший чай и слушаем друг друга.
- Зрители высказывают свои трактовки того, что происходило – задействуя инструментарий, который получили на тренинге.
- Актеры обсуждают, какие темы они играли и как это воплощалось.
- Зрители участвуют в обсуждении, дополняя версии актеров своими наблюдениями.
- Возможно, какие-то интересные и необычные повороты сюжетов, найденные в обсуждении, будут сыграны, чтобы посмотреть, какую новую глубину откроет в них импровизация.
Потому что новая глубина – именно то ощущение, которое возникает, когда рассказана настоящая история.
Новая глубина - чего?)))
Режиссеры: Елена Кушнир, Владимир Шиманский
Актеры:
Анжела Енаки, Наталия Журминская, Юлия Пынзарь
Александр Волошин, Вадим Елени, Владимир Шиманский
Умение Считывать Смыслы
Это тренинг, обучающий считывать смыслы происходящего – по точкам их проявления. Считывать историю на уровне темы, сюжета, мифа. Причем считывать спонтанно, здесь и сейчас.
До спектакля мы проводим такую тренировку для зрителей.
Во время игры историю считывают и воплощают актеры – получается импро-драма.
После игры актеры анализируют, что именно они создали, на что опирались, как эти ситуации развивали… Зрители участвуют в обсуждении, трактуют заново то, что видели и ощущали.
Во время этой беседы очень важно видеть главные точки игры и трактовать, а не надумывать. Трактовка расширяет масштаб смысла, а надумывание – это потеря контакта с ним.
Дух Дышит – Где?..
Совместный эксперимент играющих и воспринимающих игру… Исследование тонкой связи действия и понимания. Это тем более важно, что феномен смысла, а вместе с ним и феномен истории последние 0 лет был в искусстве… ну, как бы вне закона. Смысл «перепутали» с догмой, а историю – с банальностью. При этом история продолжала бурно развиваться в коммерческой продукции, особенно в кино, и практически, и теоретически. А смысл и непрерывное обновление контакта с ним разрабатывался в психологии. В том числе в бизнес-психологии. Теперь, на новом витке культурного времени, вся эта информация, похоже, вернется в художественное русло. Интересное взаимодействие вертикали и горизонтали, прагматики и высоких материй. Была такая потрясающая фраза в Писании: «Дух дышит, где хочет». Ну, современность внесла свою поправку. Где может, там и дышит… Главное – чтобы дышал.