Спросите У Эсхила
Тусовка С Бесконечностью
У Михаила Бахтина есть замечательный тезис о конгениальности читателя. Когда читатель воспринимает шедевр (неважно, до какой степени этот человек ПОНИМАЕТ вещь, но он принимает ее, контактирует, входит в диалог), — то становится конгениален автору.
В импро театре этот феномен ощутим очень ярко. Ты как будто оказываешься в среде, в пространстве вещи, вокруг которой идет игра. То есть роман или миф служит проводником на свой неповторимый уровень реальности, где возможное становится другим.
И потому диалог с шедеврами, открытый игровой контакт с их сущностью для нас очень притягательная вещь. Сродни путешествию в запределье.
К примеру, была мечта, такая давняя, что уже как будто чужая: снять сериал по шедевру. Например, по «Волшебной горе» Томаса Манна, — представляете себе такую многосерийную неторопливую алхимическую возгонку?
Это было невозможно и, видимо, необходимо, потому что начало сбываться. Через много лет и самым странным образом. Тем не менее, мы узнали в лицо нашу мечту и восхитились ее упорством.
Вариации В Стиле Трисмегиста
Вторым пандемийным годом, в свой сложнейший 14 сезон ZaO-Студия разработала и запустила сериал, который представляет собой интерактивное гадание по шедеврам. Сначала зрители на онлайн-встрече предлагают театру шедевры и свои трактовки их смыслов, затем актеры выбирают произведение и трактуют его в игре, а на следующей онлайн-встрече актеры и зрители вместе трактуют то, что получилось.
Многослойная интерпретация, которая помогает сблизиться с глубиной шедевра и фамильярно, открыто, по-карнавальному с ней пообщаться. У такой работы со смыслами есть имя, которому довольно много лет: герменевтика. Поскольку Гермес Трисмегист был проводником в эту сторону тайны. Стало быть, у нас герменевтический сериал с участием зрителей.
А Вот Кому Видеотеатр?
Причем все эпизоды сериала сделаны в жанре видеотеатра.
Это не онлайн-театр, который немного другое: спектакль при помощи онлайн-технологий.
Тема видеотеатра сейчас прорабатывается так или иначе многими коллегами. Дружно взялись.
Обстоятельства, конечно, способствуют. До пандемии театр на видео был, как сейчас принято выражаться, стигматизирован. Никакого шанса, что его будут рассматривать всерьез эксперты и зрители. Таким образом вычеркивались все группы, у которых не было возможности за свой счет перемещаться по миру в ожидании, пока фестивали начнут на них реагировать.
Я согласна, что демонстрационные видео довольно скучная вещь, и когда в пандемийном пейзаже мелькнул намек на новый формат видеотеатра, мы бросились в разработку.
Спектакль, который живет как видео. Но не становится фильмом: видеотеатр это видеотеатр. Передача именно театральной информации при помощи видео.
Зачем?
Происходит взаимное расширение театра и кино. Еще один творческий поток вместо сужения информации.
В видеотеатре могут быть свои эффекты, образы, монтаж, которых не было в спектакле. То есть он дополняется киноязыком, но лишь дополняется. Возможно, киноязык используется для усиления, выявления театрального языка. Однако первичен в данном случае театральный. Волна кино или видео здесь тренируется быть посредником, вести диалог именно с театральным языком, быть его проводником и усиливать мимезис. Кино как бы цитирует театр, если угодно. Несет его в себе, но очень свободно передает и взаимодействует.
Конечно, у видеотеатра есть чисто прикладные преимущества — расширение аудитории, быстрый обмен опытом с коллегами. Только вот он этим не исчерпывается, совсем нет.
Например, в театре актеры не с камерой взаимодействуют, как это происходит в кино. Даже если в зале нет зрителей, а камера есть, все равно актеры настроены шире, чем в кинокадре. И это нельзя изменить. Таков театр.
Кроме того, игра идет без дублей и перерывов, накапливая нечто целое, которое разворачивается во времени.
Даже если очень хорошо, многокамерно снять спектакль, он не станет фильмом, потому что существует по другому принципу. Как волна. А кино состоит из частиц, кадров, вспышек, которые соединяются между собой в монтаже.
Видеоспектакль — это и частица, и волна одновременно. (Любые совпадения с квантовой физикой прошу считать случайными, потому что мы с ней незнакомы))).
Таинственный жанр, который буквально завораживает, если в него всмотреться и поразмыслить.
Надеюсь, за время сериала и мы, и зрители успеем это сделать.
Одним из парадоксов жанра стало то, что на театральном фестивале наш видеоспектакль «Сфинга+Эдип» получил благодарность за лучшее воплощение античного произведения… от Союза кинематографистов Украины.
Траектория ДНК
Премьера первого эпизода «Гаданий по шедеврам» случилась в Киеве. Арт-фестиваль пластических искусств «EXTRA WORDS» — родная стихия для проектов, которые трудно выразить в словах, что понятно по названию форума. Это фестиваль-лаборатория, который обладает особым качеством: ставить самые актуальные и не самые простые вопросы так, что ответы на них действительно приходят прямо на месте. В этом году фест был объединен с научной режиссерской конференцией по вопросам онлайн-театра, видеотеатра и много чего еще. Теория переходила в практику с пугающей непринужденностью: в первый же день «EXTRA WORDS» театры из нескольких стран сделали совместный онлайн спектакль по «Маленькому Принцу». А во второй, после доклада о новом жанре видеотеатра, мы его предъявили.
Инициатор и лидер фестиваля — доцент, режиссер, актриса, педагог Наталья Константиновна Днипренко. Студенты киевского Университета театра, кино и ТВ изобрели для нее кличку-аббревиатуру ДНК, которую она присвоила себе как заслуженный титул.
Атмосфера понятна? Тогда никого не удивит, что первый эпизод нашего сериала был сделан по заказу ДНК, и тему тоже предложила она: миф об Эдипе в его античных переложениях.
Если ДНК вас куда-либо посылает, не пойти туда просто невозможно. И мы пошли. Предполагалось трактовать трагедию Софокла. Однако по дороге к Софоклу мы споткнулись об Эсхила.
Эсхил в своей сатировой драме карнавально преобразил торжество Эдипа над Сфинксом в любовную победу. То есть у него получилось внезапное вторжение идиллии в сюжетную цепочку жестоких и кровавых событий.
Говоря научным языком, мы офигели.
И, следуя провокации Эсхила, стали развивать сюжет парадоксально.
Наша история — о победе Эдипа.
Эдип, как известно, сокрушительно проиграл року. Это самое громкое поражение в греческих мифах: прошло 25 веков, а имя проигравшего на слуху даже у тех, кто ничего о нем не знает. Он восстал против предсказания, которое гласило: как ни крутись, что ни делай, ты убьешь своего отца и станешь мужем собственной матери. Ничего личного, просто судьба.
И, в общем, так оно и вышло. Поскольку Эдип был подкидышем, то, убегая от своих некровных родителей, чтобы спасти их от собственной злой участи, он попал в обещанную передрягу с кровными.
Какой может быть победа Эдипа, если она вообще существует? Но если ее нет, то нет и катарсиса. И зачем бы античные греки, люди практичные и благоразумные, хавали трагедию без просветления, сидя по нескольку дней на представлениях в своем классическом амфитеатре?
Победа Эдипа и любого трагического героя — это ощущение: все не напрасно. К чему стремится трагический персонаж? К гармонии, которая в данной ситуации (или вообще) недостижима. ЭТОГО НЕ БУДЕТ. Снаружи. По множеству непреодолимых причин. Значит, это может быть только внутри. Но ведь может.
И не потому, что рок-фатум-социум-хрен-знает-что-еще этого не учло и проморгало. Нет, по другой причине. Потому что необъяснимым и значимым образом оно все над внутренней устремленностью человека власти не имеет.
Так что для Эдипа возможна только скрытая победа. Он не мог освободиться от власти рока, но мог ощутить внутреннюю свободу. И помогает ему в этом Сфинкс (в античном варианте имени - Сфинга), у которой с роком свои счеты. Она механизм фатума, его робот, сторожевой пес у ворот Фив. Ей уж точно не полагается ни собственной воли, ни желаний, в еще большей степени, чем Эдипу. Но она точно так же восстает против этого, как Эдип. Очень хорошо зная правила фатума, она их виртуозно нарушает, чтобы хоть на несколько минут довести Эдипа до инсайта (хотя Эдип не готов это принять и вообще знать не знает, что этого хочет). Сфинга помогает ему, как умеет, не очень-то нежно, зато эффективно.
Причем оба они — смеховые персонажи.
У нас было пару вопросов к Эсхилу, поскольку мы общались именно с его произведением.
Как именно в этой ситуации сбудется любовная история, которую он обозначил?
И что будет понятно, если сыграть все это без слов?
Теперь есть вопросы и к вам. Будем рады, если вы напишете ответы в комментах под видео на ютуб-канале, но даже если не напишете, а ответите мысленно, все равно будем рады, потому что любые ответы — герменевтика и часть процесса.
Вот они, вопросы.
Какую историю вы увидели в игре, если учитывать, что перед вами сюжет «Сфинга+Эдип»?
А если забыть о том, что вы знаете, какой играется сюжет?..
АКТЕРЫ: Наталия Журминская, Вадим Елени
РЕЖИССЕР Елена Кушнир
ВТОРОЙ РЕЖИССЕР Юлия Пынзарь
РЕЖИССУРА И МОНТАЖ ВИДЕОВЕРСИИ: Владимир Шиманский
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: литературовед Жозефина Кушнир
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОДДЕРЖКУ
OBERLIHT
[ksa:k] centrul pentru arta contemporana, Chisinau