Опубликовано July 5, 2020
Тайна диалога с бесконечностью - Рецензия
Студия театральной импровизации «ZaO» – бесстрашный театральный проект. Его идеи лежат в области самых глубинных и актуальных процессов современного театра. При этом Студия отваживается работать с такими структурами, как спонтанность, импровизация, динамическая драматизация реальности.
Возникшая в 2007 году Студия стала исповедовать принцип театра как философской категории познания и духовного сотворчества со становящимся бытием, ориентируясь на идеи диалогичности в духе Михаила Бахтина и Мартина Бубера.
Режиссеры Владимир Шиманский, Елена Кушнир и актеры этого театра развили в себе способность реагировать спонтанно и осознанно едва ли не на любой вызов реальности.
Они поняли, что драма (или, точнее сказать, постдрама) сегодня рождается из самых разных структур, и одна из наиболее важных – это отношения человека с городским пространством, со средой. Тайну диалога с памятью и забвением, с бесконечностью и временем, с самим собой и тем, что не есть мы, тайну буквально пограничную исследуют в своем спектакле кишиневские актеры. Именно в эту сторону направила Студия всю свою силу.
Бесконечная импровизация – это то, с чем работали многие, но что чаще всего оставалось частью лабораторной практики, редко выходя на публику: это то, с чем работал такой театральный мастер, как Анатолий Васильев, и от чего он отказался просто потому, что это очень трудно.
По той же причине усилия Студии и ее актеров не просто мужественны, они вводят их в настоящую мировую театральную элиту. В их импровизации ничего не известно заранее: и сюжет, и диалог, и игровая ситуация разворачиваются во время игры, извлекаются путем высочайшей эмпатии, тонкой актерской настройки, из пространства, стен и того, что транслируют им зрители. В спектакле «Густав Малер буги-вуги» они слушают звуки дома, летящую за ним улицу, как голоса живых людей.
Из тишины рождается новая тишина, а потом повисает забытая фраза из какого-то старого романа.
Идея, из которой они исходят, проста и утонченна: поскольку Кишинев рождался на скрещении дорог и форм модерна – во второй половине XIX – начале ХХ века, то интересно взять иные тексты-спутники и, сопоставляя их, двигаться навстречу сегодняшней аудитории, уникальному, неповторимому моменту настоящего.
Потому возник Малер, потому – это уже разгорелся новый век – буги-вуги, потому Томас Манн… Так возникает «роман о городе», сценический текст, который становится частью культурного текста нескольких поколений и течет, словно «поток сознания», перед нашим взором.
Когда в финале спектакля два актера – мужчина и женщина – долго-долго молчат, эту волшебную тишину почти не замечаешь, вернее, слышишь ее, как музыку – настолько насыщается пространство-время в процессе импровизации.
Алена Карась,
доцент ГИТИСа,
куратор фестиваля «Золотая Маска»,
обозреватель «Российской газеты».