Три Приключения В Пространстве Театра
Приключение №1
В Спектакле Нет Ни Одного Слова... Но Это Не Пантомима.
Это непредсказуемая и смешная драма. До смешного непредсказуемая.
Иногда чувства и ситуации в жизни достигают такой глубины, что все решается не словами. Какие истории можно рассказать на универсальном языке человеческих связей? Что хочет раскрыться в молчаливом взаимодействии?
Стало быть, мы отправляемся в путешествие по территории невербального общения.
Как же туда войти?
Дверь тишины
Если начать игру с той самой глубины, когда нет нужды в словах, и чуть-чуть на этой глубине задержаться, то в какой-то момент пространство превращается в невербальное. После чего потребность говорить исчезает. «Перестаешь замечать, что слов нет», - сообщили нам зрители. Это значит, что информация передается как-то иначе.
Как же передаются смыслы, если нет ни слов, ни действий, напрямую заменяющих слова?
По нашему опыту, вот как: если актер осознает происходящее с персонажем, то смысл ясен и зрителю.
Конечно, мы выявляем смысл через драматическую ткань, но не упрощенно, не иллюстративно. Наоборот, стремимся к парадоксальным, тонким, нелинейным формам. И тем не менее они понятны.
Если вам нужно доказательство, что на тонком уровне границ между людьми не существует, так пожалуйста, вот оно.
«Для меня возможность взаимопонимания без слов – это прорыв, - говорит автор проекта, режиссер Владимир Шиманский. - Мы можем покинуть свое вечное одиночество и попробовать какую-то иную материю, которая нас связывает, и не только нас, но вообще все, что мы можем себе представить».
Дверь Слова
Если уж на то пошло, что же такое слово? Чем легче становилось невербальное общение в игре, тем настойчивее нас окликал этот вопрос.
Слово как инструмент для передачи сложной информации? Нет, оно должно быть чем-то большим. Не случайно ведь Слово было у Бога, и было Богом, и вообще напрямую замешано в сотворении мира.
Кажется, вот что мы нашли.
Слово создает или пробуждает параллельные по отношению к происходящему миры, слои реальности. Затрагивает дополнительные струны. Расширяет масштаб.
Оно создает как бы отрыв от видимого, вариативность, безграничность.
Молчание помогает освоить глубину реальности, а слово – множественность миров... Ну да, свободу духа.
Кстати, в «Историях без слов» персонажи вовсе не безмолвны: звучат междометия, пение, крики, даже слова «Да» и «Нет», которые можно легко заменить пластикой, но актеры решительно отвоевали их у невербальности... Возможно, потому, что «Да» и «Нет» - это больше, чем слова.
Приключение №2
Актеры Играют Импровизацию.
То есть не знают заранее, какой сюжет и какие персонажи постучатся в дверь спектакля.
Приключение №3
Зрители Участвуют В Игре...
Перед спектаклем мы проводим для них короткий тренинг. И затем ненадолго приглашаем желающих в действие - так, чтобы их игра развивала сюжет. Они успевают сыграть короткое партитурное задание и еще немного импровизируют. Хорошо импровизируют, кстати. Однажды именно зрители спонтанно сыграли финал очень сложного спектакля.
Или Предлагают Тему Для Импровизации.
В этом случае на площадку они не выходят, у них сугубо интеллектуальная роль: найти тему, обсудить после спектакля, как именно она воплотилась.
Какие коллекции историй нам каждый раз предлагают! Просто самим себе завидуем… Актеры выбирают одну тему, поворачивают так и этак, ищут ее игровые трактовки. Это все равно, что искать алмазы... если бы алмазы были живые и хитрые, но очень хотели бы, чтобы их нашли.
По ходу дела возникает множество полезных вопросов. Например, что такое история?
И все они опять выводят нас на понятие смысла, тонкого бесконечного смысла, живущего в искусстве и в мире. «Что происходит сейчас на самом деле?» - главный вопрос театра, и не только театра. Без этого вопроса нет истории, он открывает доступ к самым непредсказуемым сюжетам.
Тут очень пригодилась концепция мегамодерна, которую разработала наша группа. Если коротко, ее суть в следующем: «Смысл вне догмы, история вне шаблона».
Импровизировать, когда ничего не известно заранее, конечно, сложно. Но еще сложнее импровизировать на заданную тему и при этом не иллюстрировать ее, а разрабатывать по-настоящему глубоко. Фактически, история должна расти сама. Наше дело - ей помочь.
Вот и все, что мы хотели сказать по поводу молчания.
Автор проекта
Владимир Шиманский
Режиссеры: Владимир Шиманский, Елена Кушнир
Актеры:
Анжела Енаки, Юлия Пынзарь, Наталия Журминская, Наталия Виери-Здибняк
Андрей Шиманский, Александр Волошин, Владимир Шиманский, Вадим Елени
Фото: Елена Перевалова-Мельник, Юрий Ковальчук, Наталия Петренко
ТВ передача об игре в торговом центре "ATRIUM".
Как Это Будет?
1. 17.15 - 17.45. Короткий тренинг для зрителей по интуитивной аналитике, чтобы можно было найти глубокую, непредсказуемую тему игры. Да, темы могут быть самые неожиданные и веселые! Например, "Какова цена сновидений?". Мы с вами составим коллекцию таких находок.
2. 17.45 - 18.00. Приглашаем на площадку актеров, они выбирают тему из нашей коллекции.
3. 18.00 - 18.20. Короткий тренинг для зрителей по актерской технике - это нужно, чтобы принять участие в игре. Тренинг включает психологическую подготовку. Желающие тренируются, остальные смотрят. Зрители-актеры с помощью режиссера-тренера выбирают игровой персонаж. Играют короткие импро-этюды.
4. 18.20 - 18.25. Перерыв.
5. 18.25 - 19.30. Актеры играют импровизацию без слов на заданную тему. Какая История Придет На Этот Раз? Как Тема Раскроется В Игре? Все Это Абсолютно Непредсказуемо Не Только Для Зрителей, Но И Для Актеров.
Режиссер-тренер предлагает зрителям-актерам маленькие роли, сольные или групповые микро-эпизоды. Это спонтанная режиссура: мы вводим в игру персонажей, которые помогают развивать историю, но не иллюстрируя ее, а так же непредсказуемо и парадоксально, как в жизни. 1 минуту зритель-актер играет микро-постановку, которую предложил тренер. И еще 1 минуту импровизирует. А потом он сам выходит с площадки или его уводят актеры, если так складывается игра. Наша задачка в том, чтобы хоть 30 секунд из этих двух минут зритель ощутил себя на настоящей художественной глубине. И тогда будет проще ответить себе на вопрос, что такое искусство, зачем оно мне, как изменяет мое состояние и как этим пользоваться.
6. 19.30 - 20.00. И, конечно, после игры мы все, актеры и зрители, обмениваемся тем, что нашли каждый на своей глубине. Какие смыслы. отношения, темы раскрылись в игре. Можем собрать еще одну коллекцию - названий. Почему бы и нет? Там, в настоящем моменте времени, сокровищ всегда очень много. Общительных таких сокровищ. Которые хотят, чтобы их нашли.
Трейлер Историй без слов (10 минут), фрагмент игры.
Этот фрагмент дает представление о том уровне историй и отношений, который нам интересно исследовать. Женщина в черном настолько опасается любить, что ее интересует не человек, а вещи вокруг него - темные очки, кувшин с водой... Эта невыносимая ситуация раскручивается, мужчина, который любит эту женщину, как бы заражается ее страхом и влюбляется... в ее туфельку. Не в Золушку, а в туфельку))). Сама же она словно не существует для него.