Новый Карнавал: OFFLINE & ONLINE, Здесь и Сейчас, Везде и Всегда
Карнавал Опять Родился Заново!
Эксперимент был вынужденный: из-за пандемии мы не могли играть “Vara Chișinăuiană” в той форме, которую разрабатывали с 2009 года. Однако в результате возник синтез театра и кино, живой игры на улице и цифрового формата. Участники снимали свои ритуалы на видео, чтобы затем все это соединилось в общий проект.
Поскольку мы давно мечтали поделиться опытом кишиневского карнавала с другими городами, то восприняли онлайн-ситуацию как возможность пригласить новых авторов.
9 городов, 4 страны, 25 карнавальных ритуалов… Месяц совместных экспериментов, и в результате - полнометражный видеофильм, который достаточно посмотреть 15 минут с любого места, чтобы понять, ради чего он был снят.
“Сборник Ритуалов 2020. Диалоги городов”.
Большое карнавальное видео
Большой Карнавальный Хронотоп
“Сборник Ритуалов 2020. Диалоги городов” - очень разнообразный по фактуре и стилям. Музыкальное произведение и видеодневник детских прогулок, общение разных миров (повседневного и фантастического), танец и драма…
Принцип, который объединяет все эти своевольные измерения - открытый игровой диалог человека с миром. Их сотворчество, в котором преображаются обе стороны. Именно это для ZaO-Театра - смысл ритуала и искусства.
Если тонкая сущность есть у человека, а человек - часть мира, значит, тонкая сущность есть и у мира. И они могут общаться. Концепцию Диалога разрабатывали многие философы, в том числе Михаил Бахтин, Мартин Бубер. Идея, что человек и Универсум - сохудожники, пронизывает пылкие теории Николая Бердяева.
ZaO-Карнавал - повод и способ в этих вещах убедиться на практике.
Вопрос стоял очень жестко: может ли видео передать карнавальную волну, изменить состояние людей так, как изменяет общая игра в городе? Непонятно, каким образом, но “Сборник Ритуалов” эту волну передает. Эксперимент удался. Основной остается живой процесс, но онлайн позволяет подключить к нему разные города и страны, расширить весь хронотоп нового карнавала - и пространство, и время.
Теперь ZaO-Театр будет делать короткий карнавальный “Сборник Ритуалов” осенью, зимой и весной, а летом - большой проект. Приглашаем к участию всех, кому интересно игровое общение с миром, и коллег по искусству, и зрителей! Школа карнавала проводит встречи и тренинги для участников офлайн и онлайн.
Карнавал всегда был воплощением мечты о НАСТОЯЩЕЙ жизни - несмотря ни на что. Это средство против энтропии, проверенное тысячелетиями. Надежная помощь в исполнении желаний.
Вот почему мы очень рады, что удалось не потерять, а даже расширить карнавальную волну. И это только начало ее расширения!
Волшебный Калач и Письмо в Небо
“Vara Chișinăuiană 2020” припасла для нашего театра и другие дары. Впервые в большую и сложную игру вышел второй состав Студии - Ирина Лазарева, Марина Русу, Мария Суперник и Даниил Гырдя. Отличный карнавальный дебют, да еще и в совсем новом ZaO-формате!
В нашей игре повторялись ритуалы, которые уже стали для “Vara Chișinăuiană” классикой: Шест, Борозда (когда в асфасль засевается звон колокольчиков, чтобы проросло невидимое чудо)… Но появились и новые, например, Письмо в Небо, которое Мария Суперник упрямо дописала, хотя лежать на спине мраморного льва - дело не самое простое.
Роль непременного карнавального персонажа, Смешной Смерти, блестяще сыграла Наталия Виери-Здибняк. Это одна из разработок, которыми Студия очень дорожит. Роль совершенствуется из года в год, хотя играют ее разные актеры… Совсем непросто было найти подход к древнему принципу смеха над смертью. Для нас это сюжет о Смертушке, которая так привыкла к жизни, что тянется к ней, хочет стать ее частью - и в конце концов преображается… В этом году Наталья нашла неожиданный и смешной момент преображения - Смертушка сидит на скамейке в парке, плачет и заедает горе калачом. Который, видимо, оказывается Хлебом Жизни, магическим Тотемом, и помогает ей измениться…
И еще один бесценный подарок карнавала: все актеры ZaO-Театра сделали свои режиссерские проекты в этой игре.
Как всегда, зрители тоже принимают участие в карнавальном процессе. Одни снимали ритуалы для “Сборника” вместе с актерами, другие - снимают уже после просмотра, как отклик на игру. Из этих откликов Владимир Шиманский смонтирует еще один проект, “Пир на весь мир”.
Так реализуется необычная концепция интерактива с публикой, которую ZaO-Театр нашел еще в 2016 году: зрители могут создавать свой художественный акт, чтобы почувствовать, как он изменяет состояние, зачем вообще жизни понадобилось искусство. Каждый находит свой собственный ответ на этот вопрос.
Скоро у нас появится коллекция таких произведений. Первым был аудиофильм “Эхо” из откликов зрителей на дионисийский спектакль “Дифирамб”.
Когда мы искали для кишиневского карнавала время года, то с 2009-го выбрали лето, потому что оно больше всего напоминает рай на земле - главный принцип карнавальной реальности. Но, поскольку выбирали мы честно и непредвзято, то в 2008-м сыграли по карнавалу и осенью, и зимой, и весной. И с тех самых пор знаем по опыту: в каждом сезоне - своя тайна, свой отблеск настоящей жизни. Эти отблески бережно собирали в своих трехстишиях Мацуо Басё и другие гении японской поэзии. Лето закончилось… карнавал продолжается!
“Аргументы и факты в Молдове”, статья “Диалоги городов” (Владимир Шиманский о первом в мире онлайн-карнавале)